Наука

Предпосылки возникновения интегральной психологии

Общая теория
текст подготовлен по материалам А.Люляевой и М.Ивлевой
Как хрусталь отражает и преломляет падающий на него свет солнца, испуская видимые лучи и радужные узоры, которые, как нам кажется, существуют независимо от хрусталя, но в действительности есть функция его собственной природы, так и мир внешних явлений, воспринимаемый человеком через органы чувств, - это его собственная энергия.

Намкай Норбу Ринпоче
Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Интегральная психология, или"психология целостности", объединила в себе различные западные психологические модели и восточные практики. Бихевиоризм сводил сознание к его наблюдаемым поведенческим проявлениям, психоанализ к структурам эго и их взаимодействию с Оно, экзистенциализм к личностным структурам сознания. Многие школы трансперсональной психологии сосредоточиваются лишь на измененных состояниях сознания. Восточные практики превосходно описывают развитие сознания от личностного к надличностным уровням. Когнитивная психология прекрасно применяет научные эмпирические методы. Все перечисленные подходы составляют важную часть общей истины. И соединение их выводов в рамках общей концепции может чрезвычайно расширить наши представления о том, что такое сознание и чем оно способно становиться. Интегральная модель позволяет более полно и легко ориентироваться в дороге к раскрытию и пробуждению личности человека. Интегральный подход позволяет видеть и себя и ситуации более эффективными способами. В отношении любой ситуации используется весь имеющийся спектр ресурсов, намного увеличивая тем самым шансы на успех. В центр интегральной психологии ставится цельная личность, а не отдельные ее процессы или проблемы.

Кен Уилбер, один из основоположников интегральной психологии, считает, что главное побуждение человека, — это стремление к актуализации посредством своего собственного существа. При полном достижении этого, человек становится "проводником Духа, ослепительно сияющего в мире". Уилбер предлагает отдавать должное всему спектру сознания, от материи до тела, ума, души и духа. Через тело, ум, душу и дух проходит множество разных линий развития, — когнитивное, моральное, эстетическое, аффективное, потребности, самотождественность, и т.д. Задача интегральной психологии — прослеживать развертывание всех этих различных волн и потоков в любом конкретном индивиде.

Предпосылками возникновения интегрального подхода в психологии в основном являются переворот в научном мышлении на фоне пересмотра Ньютоновско - Картезианской парадигмы.

Глобальный кризис

Давайте на минуту остановимся и посмотрим, в каком мире мы живем сегодня. Да, мы отправляем спутники к Луне и Марсу, можем диагностировать на генном уровне синдром Дауна у нерожденного ребенка, создаем компьютеры на основе нано-технологий. Мы можем лечить доселе неизлечимые болезни, пересаживать внутренние органы и омолаживать организм.

И все же, тот мир, в котором мы живем сегодня, далек от общечеловеческих идеалов гармонии также как и Земля от Бетельгейзе. Но искать несовершенство в окружающем мире также нелепо, как и пытаться обвинить звезды в том, что они неправильно светят.

Материалистическая наука, зашоренная своим механистическим представлением о мире, не в состоянии признать ценность и жизненную важность кооперации, синергии и экологической зависимости.

Её успехи сотворили мир, наивысшие достижения которого - космическая ракетная техника, компьютеры и другие электронные приборы, атомная энергетика, открытия химии и биологии - казалось бы, созданные для решения большей части материальных проблем, волнующих человечество, привели к обратным результатам, обернувшись смертельной опасностью и живым кошмаром.

В результате перед нами планета, разодранная на части политикой и идеологией, живущая под угрозой экологического кризиса и ядерной войны.

Видя сложившуюся ситуацию, все больше людей начинают сомневаться в пользе такого стремительного технического развития, которое не в состоянии контролировать лидеры мирового сообщества, достаточно развитые, чтобы конструктивно использовать все достижения прогресса.

По мере ухудшения мировой ситуации, многим становится ясно, что пора оставить стратегию односторонней манипуляции и контроля над материальным миром, и обратиться за ответами к самим себе.

И для начала стоит посмотреть в саму суть отношений человека с Вселенной, и начать нужно с рассмотрения культурной среды, в которой сформировалось миропонимание и мироощущение человека.

Идейно-психологический контекст последнего десятилетия «размыл» границы научного подхода, расширив горизонт «видения» многих проблем. Но сознание, пребывая в постоянном потоке информации и событий, теряет «глубину», и у человека больше не остается времени, чтобы остановиться и в полной мере осознать суть происходящего. Поэтому многие явления остаются без должного внимания. Если конечно об этом не напишут в СМИ на первой полосе.

В число таких явлений попала так называемая «антропологическая катастрофа», одна из главных катастроф ХХ века, которую благополучно унаследовал и век начавшийся.

Она, как правило, «скрыта от глаз» и «выражается совсем не в таких захватывающих дух явлениях как столкновение Земли с астероидом, истощение ее естественных ресурсов или чрезмерный рост народонаселения, и даже не в экологической или ядерной трагедии».

Антропологическая катастрофа - это «событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией».

Смысл его заключается в том, что в человеке может необратимо сломаться нечто жизненно для него важное, «в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизационных основ процесса жизни». Причем катастрофа «уже происходит в силу нарушения онтологических законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией».

А теперь обратим свой взгляд на доминирующую систему миропонимания и мироописания, развившуюся в последние 300 лет.

Ньютоно-картезианская парадигма

Механистическая Вселенная Ньютона - это Вселенная твердой материи, состоящей из атомов, маленьких и неделимых частиц, фундаментальных строительных блоков. Они пассивны и неизменны, их масса и форма всегда постоянны.

Самым важным вкладом Ньютона в модель греческих атомистов (во всем остальном схожую с его моделью) было точное определение силы, действующей между частицами. Он назвал ее силой тяготения.

Различие между материей и пустым пространством ясное и недвусмысленное.

Подобным образом, время абсолютно, автономно и независимо от материального мира; оно представляется однородным и неизменным потоком из прошлого через настоящее в будущее.

В соответствии с теорией Ньютона все физические процессы можно свести к перемещению материальных точек под действием силы тяжести, действующей между ними и вызывающей их взаимное притяжение.

Итоговым образом такой Вселенной является гигантский и полностью детерминированный часовой механизм. Частицы движутся в соответствии с вечными и неизменными законами, а события и процессы в материальном мире являют собой цепь взаимозависимых причин и следствий.

В силу этого возможно, хотя бы в принципе, точно реконструировать любую прошлую ситуацию во Вселенной или предсказать будущее с абсолютной определенностью.

Равное по важности влияние на философию и историю науки последних двух столетий оказал один из величайших французских философов Рене Декарт.

Его наиболее значительным вкладом в ведущую парадигму была предельно заостренная концепция абсолютной дуальности ума (res cogitans) и материи (res extensa), следствием которой стало убеждение, что материальный мир можно описать объективно, без отсылки к человеку-наблюдателю.

Но, всякий раз, используя термин «ньютоно-картезианская парадигма», мы должны помнить, что западная механистическая наука исказила и извратила наследие обоих великих мыслителей.

И для Ньютона, и для Декарта понятие о Боге было существенным элементом философии и мировоззрения. В дальнейшем стоит рассматривать это понятие, как нечто иррациональное, что не поддается описанию в рамках причинно-следственных связей.

Ньютон верил, что Вселенная материальна по природе, но не думал, что ее происхождение может быть объяснено материальными причинами.

Для него, Бог - это тот, кто изначально создал материальные частицы, силы между ними и законы, управляющие их движением. Однажды сотворенная Вселенная будет впредь функционировать как машина, а значит, ее можно описать и понять в этих терминах.

Декарт тоже верил, что мир существует объективно и независимо от человека-наблюдателя. Однако для него эта объективность основана на том, что мир постоянно воспринимается Богом.

Итак, «карта» со всем присущим ей материализмом заменила в сознании каждого отдельного человека территорию.

Путая способ смотреть на вещи с самой природой вещей, человек сам возвел себе границы, воспринимая целостную Вселенную в понятиях «субьект-объект», объявив тем самым войну реальности, лишая себя покоя и гармонии. И потому мы далеки от понимания единства не то что с окружающим миром, а даже с самим собой.

Давайте рассмотрим, каким же образом проявляются представления о мире и природе вселенной на уровне отдельного человека.

Спектр сознания по Кену Уилберу

«Кто я?» Этот вопрос волновал человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, по сей день оставаясь одним из самых насущных вопросов. Ответов давалось много, но сейчас мы рассмотрим тот, процесс, который разворачивается в сознании человека во время поиска ответа.

«В основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда вы отвечаете на вопрос «кто вы», происходит одна простая вещь. Знаете вы об этом или нет, но, описывая, объясняя или даже просто внутренне ощущая свое «я», вы проводите мысленную разграничительную черту через все поле того, что вы испытываете; и то, что оказывается внутри этой черты, вы ощущаете или называете "собой", а то, что оказывается вне ее, вы называете «не-собой». Иными словами, ваша самотождественность всецело зависит от того, где вы проводите эту пограничную линию».

Таким образом, произнося «мое я», человек проводит разграничительную черту между тем, что он называет собой, и тем, что не называет собой. Отвечая на вопрос «кто я?», он попросту описываете то, что находится внутри этой черты. Когда индивид не в состоянии решить, как или где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения. Иными словами, вопрос «кто я?» означает «где я провожу границу?»

Рассмотрим возможные варианты ее расположения.

Сознание единства (вселенная)

Замечательная особенность границы состоит в ее способности смещаться, причем довольно часто. Ее можно проводить заново. Человек может в некотором смысле «отредактировать», составить новую карту своей души и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал. И самое радикальное смещение пограничной линии происходит в случае переживания высшего тождества, ибо здесь человек расширяет границу самотождественности настолько, что включает в нее всю Вселенную. Можно даже сказать, что он лишается всех границ сразу, ибо, когда человек отождествлен с «единым гармоничным целым», для него больше не существует ни внешнего, ни внутреннего, границу провести негде.

Организм в целом (организм / среда)

Самой распространенной пограничной линией служит граница кожи, окружающей организм человека. Это общепринятая граница между «собой» и «не-собой». Человек отождествляет себя со своим организмом. И только. Все, что не вписывается в эти рамки уже попадает под категорию "не-я". В целом и общем, это весь окружающий мир. И враждебное отношение к нему является особенностью человеческого восприятия, возникающего на этапе проведения границы на этом уровне спектра.

Уровень эго (эго / тело)

На этом уровне пограничная линия проводится между телом и эго, и человек отождествляет себя лишь с одной из сторон своего целостного организма и ощущает ее своим подлинным «я». Эту сторону называют различно - умом, психикой, эго или личностью. Проведение границы происходит в первые годы развития человека, когда тело начинает «мешать», производя различные отходы, которые являются причиной тревоги со стороны близких людей, и являясь источником противоположных ощущений, от боли до удовольствия. С точки зрения биологии нет ни малейшего основания для такого раскола между умом и телом, психикой и соматикой, эго и плотью, но на психологическом уровне подобная расщепленность носит повальный характер. И действительно, противопоставление ума и тела и сопутствующий ему дуализм выступают фундаментальной чертой западной цивилизации.

Уровень маски (маска / тень)

Как уже было видно ранее, граница между «я» и «не-я» может быть весьма подвижной, и на этом уровне она обнаруживается внутри эго или внутри ума (что в данном контексте суть одно и то же). Человек отказывается считать своими некоторые стороны своей психики. Происходит так называемое расщепление психики, отчуждение, подавление или отбрасывание (проецирование) каких-то ее аспектов. В результате человек включает в «себя» лишь какую-то часть тенденций, свойственных его эго, по Уилберу «маска» (лат. persona), и отказывается от каких-то своих нежелательных сторон и, по возможности, исключает их из сферы сознания. Эти нежелательные стороны, отбрасываемые маской, Уилбер называет «тенью».

Суть данного обсуждения границ между собой/не-собой состоит в том, что человеку доступен не один, а много уровней самотождественности. Эти уровни являются не теоретическими постулатами, а наблюдаемыми реалиями - каждый может убедиться, что они в нем существуют. В связи с этим создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто вроде радуги, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления.

Любому, кто встал на путь поиска и понимания себя, приходится совершать нелегкий выбор: многообразие психологических школ и духовных учений, зачастую конфликтующих между собой в основополагающий пунктах, способно заставить человека усомниться в самой возможности правильно пройти этот путь до конца. Стоит только отметить, что существующее многообразие психотерапевтических школ, по сути, решают конфликты на разных уровнях спектра сознания.

Возвращаясь к дуальной реальности, стоит отметить, что в окружающем мире действительно существуют противоположности: есть высокие и низкие деревья, старые и молодые волки, крутые и пологие холмы. Но природе, похоже, ничего не известно о мире противоположностей, в котором живут люди. «В природе нет лягушек истинных и ложных, деревьев моральных и аморальных, океанов правильных и неправильных. В природе не бывает гор этичных и неэтичных. В ней нет даже красивых и безобразных пейзажей - во всяком случае, нет для Природы, ибо она с удовольствием создает любые пейзажи.

Несомненно, в Природе существуют некоторые вещи, которые мы называем «противоположными». Существуют, например, большие и маленькие лягушки, высокие и низкие деревья, спелые и неспелые яблоки. Но для них это не проблема, это не вызывает у них приступов тревоги. Можно встретить даже смышленых и несмышленых медведей, но это, похоже, их не очень волнует. У медведей вам не найти комплекса неполноценности».

И только человеку свойственно на месте линий проводить границы, тем самым создавая линии фронта, а по сути конфликт, в итоге проводя почти всю жизнь за крайне увлекательным занятием - борьбой с самим собой. А разве можно жить в гармонии с окружающим миром, если нет согласия в себе?

В настоящее время растет интерес к развитию сознания, как к возможности избежать глобального краха. Это проявляется во все большей популярности медитации, других древних и восточных духовных практик, эмпирической психотерапии, а также клинических и лабораторных исследований сознания.

В этих занятиях по-новому освещается тот факт, что традиционные парадигмы не в состоянии учесть и воспринять огромное число серьезных наблюдений из различных областей и источников, которые ставят под сомнение старые взгляды. При этом мы не отрицаем значение субьект-объектной парадигмы. Она действительно полезна, ибо, как ни крути, мы живем в так называемом «мезомире», полном противоположностей, и нам удобно описывать его дуальными категориями. Но так же стоит учитывать другую позицию относительно природы вещей, предполагающей, что когда человек поднимается по спектру сознания, «впуская» в себя все больше проявлений окружающей реальности, тем меньше остается внутреннего напряжения и неудовлетворенности. Появляется принятие себя и реальности вокруг во всех ее проявлениях. И тем больше понимания целостности, взаимосвязанности мира, в котором мы живем.

Эти предположения, основанные на визионерском опыте или личном понимании отдельных людей, находили все больше подтверждений в развитии науки за последнее столетие.

Переворот в научном мышлении

Первые десятилетия ХХ столетия принесли неожиданные открытия в физике, потрясшие самые основы ньютоновской модели вселенной. Краеугольным камнем этого развития стали две статьи, опубликованные Эйнштейном в 1905 году. В первой он сформулировал принципы своей специальной теории относительности, во второй предложил новую точку зрения на природу света, послужившей основой квантовой теории атомных процессов.

Теория относительности и новая теория атома опровергли все базисные концепции ньютоновской физики:

  • абсолютность времени и пространства
  • незыблемость материальной природы пространства
  • дефиницию физических сил
  • строго детерминированную систему объяснения
  • идеальное объективное описание явлений, не учитывающее наблюдателя.

Согласно теории относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно; ни то, ни другое не является отдельной сущностью. Они теснейшим образом переплетены и образуют четырехмерный «пространственно-временной» континуум.

Вариации гравитационного поля в разных частях Вселенной оказывают искривляющее действие на пространство, что заставляет время течь в различном темпе.

Потрясающим следствием теории относительности явилось экспериментальное подтверждение того, что материальные частицы могут создаваться из чистой энергии и опять превращаться в чистую энергию при обратном процессе.

Любые измерения в пространстве и времени относительны, больше того, сама структура пространства-времени зависит от распределения материи - поэтому различие между материей и пустым пространством исчезает.

Ньютоновское понятие о твердых материальных телах, движущихся в пустом пространстве с эвклидовыми характеристиками, теперь значимо только в «зоне средних измерений».

В астрофизике и космологии понятие пустого пространства не имеет смысла, а развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи.

Квантовая физика

Квантовая физика предложила научную модель вселенной, резко контрастирующую с моделью классической физики. В области квантовых взаимодействий не может быть речи о причинности и полной объективности в обычном их понимании. «Планетарная модель» рассматривала атом как пустое пространство с мельчайшими частицами материи, а квантовая физика показала, что даже эти частицы не вещественны.

Выяснилось, что у субатомных частиц очень абстрактные характеристики и парадоксальная, двойственная природа. В зависимости от организации эксперимента они проявляют себя иногда как частицы, а иногда как волны. Такая же двойственность наблюдалась при исследованиях природы света: в некоторых экспериментах свет проявлял свойства электромагнитного поля, в других же представал в форме отдельных квантов энергии, фотонов, не имеющих массы и всегда движущихся со скоростью света.

То, как разрешилось в квантовой теории кажущееся противоречие между понятиями частицы и волны, поколебало самые основы механистической теории.

На субатомном уровне материя не существует с определенностью в данном конкретном месте, а скорее «проявляет тенденцию к существованию». Внутриатомные события не происходят с определенностью в определенное время определенным способом, а скорее «выказывают тенденцию случаться». Эти тенденции могут быть выражены как математическая вероятность с характерными волновыми свойствами.

Под волнами подразумеваются не трехмерные конфигурации, а математические абстракции или «волны вероятности», отражающие вероятность обнаружения частицы в данное время и в данном месте. Итак, на субатомном уровне мир твердых материальных тел распался на сложную картину волн вероятности. Волны вероятности представляют собой, в конечном счете, не вероятности конкретных вещей, а вероятности взаимосвязей.

Мышление и реальность

В итоге окружающая реальность предстает перед нами в совершенно ином свете: она перестает быть линейной, разобщенной и механистической. Она словно оживает, пронизанная сутью более глубокой, нежели мы привыкли думать. Взаимосвязь и системность становятся базовыми характеристиками Вселенной, которые нельзя сбрасывать со счетов даже на уровне мезомира. Следовательно, изменяя малую часть системы, мы влияем на всю систему в целом. Иными словами, работая над собой, решая внутренние конфликты и противоречия, мы запускаем процесс, выходящий за рамки отдельно взятого человека. Работая с собой, мы, в каком-то смысле, работаем со всей Вселенной, в свою очередь, понимая свое место в целостной картине окружающей реальности и выходя на новый уровень мышления - системный, экологический и поистине гуманный. А вместе с тем, обретая новый смысл жизни, новые перспективы и возможности.

И одиночество уступает место сопричастности.