Наука

Квантовая модель творческого мышления

2024-05-11 01:48 Общая теория

КВАНТОВАЯ МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

М.Я. Пальчик, д.пс.н., Россия, Новосибирск
Революция сознания: трансперсональные открытия, которые меняют мир. Материалы 17 Всемирный Трансперсональный Конгресс, 23 – 27 июня, 2010 г./ Сост. и ред. В.В.Козлов, В.В.Майков, В.Ф.Петренко – М.: МТА, МАПН, 2010
Процесс творческого мышления рассматривается как спонтанное движение («блуждание») в пространстве внутренних состояний. Законы, управляющие этим движением, имеют квантовую природу. Исследована структура и технология такого движения. Оно направлено в сторону возрастания глубины переживания стресса, и сопровождается процессами его трансформации. В сложных или интересных случаях движение проходит через область трансперсональных состояний. Любая задача или проблема рассматривается в этом подходе как результат неточно выбранного внутреннего состояния или его повреждения под воздействием стресса. Восстановление и эволюция состояний, включая переход в трансперсональную область, осуществляется с помощью интегративных энергетических практик, специально разработанных в данном подходе. Каждая из них представляет собой внутреннее усилие – медитацию, восстанавливающую более адекватное для данного контекста внутреннее состояние. Эти энергетические практики позволяют решать разнообразные задачи и проблемы деловой и личной жизни и используются на определенных этапах стратегии творческого мышления.

Формальное описание этой стратегии основано на квантовой картине человеческого мышления. Для ее формулировки весь доступный человеческому восприятию мир условно делится на две области: внутренняя территория и внешняя территория.

К внутренней территории относятся все возможные внутренние состояния, которые способен испытывать человек. Внутреннее состояние можно представить в виде распределения тонких ощущений, расположенных внутри тела и за его пределами. Различные состояния возникают в процессе взаимодействия человека с различными внешними контекстами. Сюда относятся не только те состояния, которые человек испытывает в настоящем, или испытал в прошлом, но также и потенциально возможные для него состояния, которых он еще никогда не испытывал. К внутренней территории мы будем также относить индивидуальную часть внутренней аксиоматики, т.е. ту часть картины мира, которая строго индивидуальна и отличается от разделяемой реальности – личные мифы, убеждения, предпочтения, ожидания, мечты и т.д. В зависимости от типа внутренней аксиоматики (индивидуальной картины мира) разные состояния обладают разной степенью доступности. Некоторые из желаемых состояний оказываются недоступными или труднодоступными. Чтобы обеспечить доступ к ним, необходимо определенным образом «переоборудовать» внутреннюю территорию. Это делается с помощью интегративных практик.

К внешней территории относятся внешние материальные объекты, внешние формализованные процессы, отношения и события (т.е. такие процессы, отношения и события, которые могут быть выражены в виде объективных описаний). Научные описания, планируемые действия и разделяемая многими людьми картина мира также относятся к внешней территории. Каждый раз, когда переживаются внешние события, аспекты человеческих отношений, успехи, поражения и т.д., мы оказываемся в пространстве внутренней территории.

В этом пространстве существуют два активно действующих и взаимодействующих друг с другом объекта, которые в нашей модели именуются ощущение «Я» и внутренний наблюдатель. Они ведут себя как самостоятельные субличности. Ощущение «Я» обеспечивает чувственное восприятие. Оно может свободно перемещаться по всей внутренней территории, локализуясь в наиболее актуальной зоне в каждый момент времени. Внутренний наблюдатель связан с осознанием, участвует в процессе логического оформления информации, оценки происходящего и принятия решений. Он неподвижен, занимает фиксированное положение во внутренней территории и имеет многоуровневую структуру. Как правило, он осознается (ощущается) в районе затылка. Субъективное переживание состояний внутренней территории представляет собой определенное взаимодействие ощущения «Я» и внутреннего наблюдателя.

Некоторые внутренние состояния субъективно переживаются как поражение («страдание», потеря и т.д.); обычно оно связывается с внешней проблемой – сюжетом внешней территории. Другие внутренние состояния переживаются как успех (радость, покой и т.д.). Каждое переживание, как «страдания» так и радости, характеризуется двумя параметрами: интенсивностью и глубиной. Интенсивность переживания ассоциируется с его силой, а глубина переживания – с его объемностью и значимостью. Если пользоваться волновой метафорой, то первый параметр аналогичен амплитуде волны, а второй – ее частоте. К более интенсивным переживаниям относятся физическая боль и сильная эмоция (обида, агрессия…), обычно они длятся не очень долго; к более глубоким переживаниям относится тонкая грусть, переживание непонятости, покинутости и т. д. Такие состояния могут восприниматься как фоновые, сопровождая человека в течение длительного периода.

Решение проблемы – «избавление от страдания» – представляет собой «движение» ощущения «Я» во внутренней территории по траектории, проходящей от состояния первого типа («страдания») в одно из состояний второго типа (радости, покоя…).

Существенно, что некоторые фрагменты «пути» во внутренней территории сложны или непреодолимы без специальных внутренних действий. Именно это делает некоторые внешние проблемы трудными или неразрешимыми в обыденном восприятии. Для преодоления этих трудностей предлагаются специальные интегративные приемы, которые здесь обозначаются как практики трансформации энергии.

Центральный принцип, устанавливающий направление и структурные особенности «движения» (т.е. технологию трансформационных практик), связан с идеей «принятия страдания». Согласно этому принципу, «движение» представляет собой медитативный процесс, направленный в сторону возрастания глубины («объемности») переживания. Таким образом, «движение» ощущения «Я» должно быть направлено вглубь внутренней территории. Более сложные проблемы требуют более глубоких проходов. Особенно сильный эффект достигается в тех случаях, когда «траектория движения» проходит через область трансперсональных переживаний. Этот медитативный процесс сопровождается трансформацией внутренней энергии (с помощью специальных энергетических практик). Их результатом является снижение интенсивности (силы) переживания одновременно с возрастанием глубины. Последнее сопровождается спонтанным переосмыслением внешних сюжетов, так что глубина «страдания» превращается в глубину искомого знания. Этот медитативный процесс осуществляется синхронно с определенными действиями во внешней территории, представляющими собой этапы решения внешней задачи.

Эволюцию ощущения «Я» и используемые для этого интегративные практики удобно рассматривать в рамках квантовой модели.

Квантовая картина, принятая в современной физике, подразумевает два типа описаний. Одно из них – квантовое описание – в терминах квантовых состояний объекта, которые задаются волновой функцией. Другое – классическое описание – в терминах траектории, скорости и т.д. Наблюдению подлежат именно классические характеристики – скорость и пространственное положение. Наблюдатель (прибор) по определению является классическим и не может «воспринимать» квантовые характеристики непосредственно. Таким образом, квантовое состояние само по себе не является объектом наблюдения; оно задает вероятностное распределение возможных результатов наблюдения классических параметров.

Квантовая картина мышления также основывается на двух типах описаний: первый – в терминах внутренних состояний, т.е. в категориях внутренней территории; второй (аналог классического) – в терминах внешних (объективных) категорий: мыслей, внешних действий и выборов. Внутреннее состояние не может наблюдаться непосредственно и является аналогом квантового состояния. Ему сопоставляется вероятностная интерпретация: в каждом заданном внутреннем состоянии могут спонтанно рождаться различные мысли или действия, причем любая из них может реализоваться с некоторой вероятностью. Например, мысль о конкретном решении проблемы или спонтанное действие в этом направлении более вероятны в состоянии, где человек испытывает уверенность в себе; в этом же состоянии мысли о возможных тупиках или спонтанная остановка менее вероятны.

Квантовый объект, к которому оба описания квантовое и классическое – относятся, представлен ощущением «Я». Оно не имеет траектории, никогда не останавливается, проявляясь спонтанно и непредсказуемо в разных точках области наблюдения, никак не связанных между собой. Именно так ведет себя квантовая частица. Роль классического прибора в данном подходе отводится внутреннему наблюдателю, с которым связывается осознание. Каждый акт осознания является аналогом акта наблюдения (измерения) «классических параметров» – мыслей, действий или выборов. Вместе обе инстанции – ощущение «Я» и внутренний наблюдатель – образуют целостную систему, аналогичную системе квантовый объект - классический прибор, которая исследуется в квантовой физике.

Любая внешняя проблема или стресс и связанные с этим неточности или повреждения внутреннего состояния создают напряжение, побуждающее целостную систему «Я»-наблюдатель активно действовать, исследуя внутреннюю территорию, и «переоборудовать» ее таким образом, чтобы в ней рождалось решение внешней задачи.

Формальная технология представляет собой чередование актов деконцентрации и концентрации внимания на объекте мышления. На этапе деконцентрации более активно ощущение «Я», а на этапе концентрации – внутренний наблюдатель. Деконцентрация представляет собой проявление квантовой природы ощущения «Я» и обеспечивает целостное восприятие объекта. Концентрация есть проявление классической природы наблюдателя; она направляется на ощущения, сопровождающие ментальные формы и создает изменения. Каждый акт деконцентрации позволяет точно выбрать направление воздействия концентрации (на различные ощущения – объекты внутренней территории), меняющего картину восприятия, после чего вновь следует этап деконцентрации и т.д. Такая пошаговая развертка представляет собой лишь удобный способ описания, тогда как в реальности концентрация и деконцентрация осуществляются синхронно (они объединены двойной связью как два параллельных процесса в кибернетической системе).

Каким бы ни был процесс целостного мышления, его результатом должно быть особое, уникальное состояние, которое позволяет получить наиболее точное решение проблемы и осуществить все необходимые действия. Оно обозначается термином предельное состояние. С точки зрения вероятностной картины, принятой в квантовом подходе, предельное состояние задает такое распределение вероятностей, при котором наиболее адекватному решению или действию соответствует острый пик, а неточные и ошибочные решения или действия менее вероятны.

Формальное определение предельного состояния удобно дать в терминах категорий интенсивность и глубина переживаний, связанных с проблемой. Предельное состояние может быть задано как такое состояние, в котором интенсивность переживания обращается в ноль, а глубина достигает максимально возможного значения. В этой точке внутренней территории находится «знание», необходимое для решения проблемы.

Напомним, что интенсивность переживания снижается в процессе трансформации и движении вглубь внутренней территории. Глубина переживания возрастает при таком движении. Таким образом, эволюция проблемного состояния в процессе творческого мышления всегда направлена в область расширенных и трансперсональных состояний. Этот процесс длится до тех пор, пока интенсивность не снизится до нулевой отметки. Возрастающая при этом глубина переживания порождает новые, все более тонкие смыслы, становясь глубиной искомого знания в той точке, где лежит ответ.

Путь в эту точку неизвестен заранее и должен быть найден в процессе творческого мышления. Переживание стресса, порождаемого проблемой, также является препятствием, преграждающим доступ к предельному состоянию, так что процесс творческого мышления с необходимостью включает фрагменты энергетической трансформации. По этой причине ни один шаг творческого процесса не может быть известен заранее – до того, как выполнены предшествующие шаги. Однако, безупречное выполнение энергетической трансформации на каждом шаге позволяет найти путь к решению проблемы с наибольшей точностью.