Наука

Духовность человека – в поисках интегративной методологии

Философия Общая теория

Духовность человека – в поисках интегративной методологии

В.В. Козлов
История российской психологии в лицах: Дайджест-2018-№ 6
Аннотация. Статья посвящена анализу пробуждения и высших духовных состояний в предметном поле психологии. Особое внимание уделено методологическим вопросам исследования проблем духовности.

В современной культурно-социальной ситуации России существует глобальная социально-психологическая проблема поиска основ, системообразующих ценностей российской культуры, идеалов и общих народных идей, истоков формирования и основных тенденций развития. Особого внимания в связи с этим исследование, вычленение эталонных личностей русской культуры, высших духовных ценностей нравственного сознания многонационального евразийского государства России [5; 8].

В большинстве мифологических систем деятельность эталонов духовного пробуждения (святых, старцев, мудрецов), носит многофункциональный и смешанный характер. В процессе социального и исторического преобразования общества функции пробужденного, просветленного мудреца могут изменяться и исчезать, перетекать из одной мифологической системы в другую, может происходить обмен или заимствование того или иного персонажа. Культурные герои социалистического общества повергнуты, в том числе и ценности коллективиста, демиурга коммунистического общества. Мифы об обустройстве мира напрямую отражают господствующие социальные отношения, и поэтому смена социальных идеалов, культурных героев, мудрецов, носителей пробужденного сознания, Духовных Учителей, их преображение или исчезновение свидетельствуют о напряжении, ценностном и идеологическом, духовном и нравственном кризисе в обществе.

Психологическое осмысление пробуждения и просветления, высших ценностей духовной культуры российского народа как социально-психологической общности может стать ее основой дальнейшего развития.

Монетарный и прагматичный характер современной личности, девальвация экзистенциональных, духовных ценностей становятся угрозой традиционной российской полиментальности, в которой сострадание, сопереживание, любовь к ближнему как ценность, служение, соборность события были всегда важными [1; 8; 7].

Как-то в 70-х гг. была конференция по популярной тогда теме «Буддизм и наука». Алан Уотс, который был председательствующим, задал вначале сакраментальный вопрос: «Что может дать наука для достижения просветления?» Присутствующий на конференции мастер тибетского буддизма Тартанг Тулку Ринпоче ответил: «Ничего». Удовлетворенный председатель объявил конференцию закрытой [3; 8].

Несмотря на красоту этой истории и убежденность многих о бессмысленности научного анализа высших духовных состояний, в этой статье мы хотим обсудить методологические проблемы пробуждения и духовного пути, а также честно развернуть основную мотивацию достижения этого «пик-переживания», цели и задачи этой специфической формы человеческой активности.

В силу сложности и многогранности проблемы духовности человека мы используем интегративный подход, который уже достаточно признан в науке как метапарадигмальная стратегия исследования сложных предметных областей психологии [3; 6; 9].

Современная социальная ситуация в России делает тему психологии пробуждения, высших духовных ценностей и переживаний по-особенному актуальной в силу нескольких причин:

Во-первых, одной из наиболее острых глобальных проблем современности является напряжение и обострение конфликтов между большими группами населения (цивилизациями, народами, государствами), духовным стержнем которых являются религиозные традиции.

Во-вторых, для выживания человечества в целом необходим поиск путей взаимопонимания между различными цивилизациями, культурами, укладами жизни, точек ценностного, духовного соприкосновения.

В-третьих, пробуждение, просветление, духовное возрождение является не только пиком духовного развития человека во всех духовных традициях современного мира, но и объединяющим принципом всех религиозных систем [5].

Современная Россия страна не только многонациональная, но и многоконфессиональная, многоликая по культурному укладу, многомерная и многослойная. Для сохранения экономической, социально-психологической, идеологической, политической целостности настоятельно необходимо реализовать стратегию и методы диалога не только между большими группами (культур, народов, конфессий и страт), но и различными поколениями граждан России. Высшие духовные ценности имеют исключительное значение для конфессионального сознания, для самосознания больших социально-психологических общностей. На наш взгляд, именно высшие ценности духовного порядка являются тем общим, что позволяет вести диалог, осознать единство, являются объединяющим коммуникативным средством между различными социальными общностями начиная от малых групп до глобальных цивилизаций.

Пробуждение, просветление, высшие духовные ценности любви, сострадания, служения, человечности как психологические феномены требуют чрезвычайно специфического метода анализа и исследования.
Как мы уже много раз писали, в качестве основных парадигм, определяющих лицо психологической науки и практики выступают 5 парадигм (психофизиологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, экзистенционально-гуманистическая, трансперсональная), но в исследовательской научной стратегии в основном они сводятся к двум подходам – естественнонаучная и феноменолого-герменевтическая [1; 3].

Решить проблему описания пробуждения в русле естественнонаучной парадигмы, которая в свое время конституировала научную психологию, по-видимому, чрезвычайно сложно по следующим причинам:
1) психология никогда не выделяла духовные состояния (особенно мудрость, просветление, пробуждение) в качестве объекта исследования и научного предмета;
2) пробуждения в качестве предмета психологии не подлежала объяснению;
3) причинно-следственное объяснение не применимо к феномену пробуждения;
4) логика научной психологии - явная или неявная редукция, т.е. сведение психического к непсихическому, не приложима к высшим психическим состояниям;
5) общие схемы исследования, разработанные в психологии (структурный, функциональный, процессуальный, генетический, уровневый или их определенные сочетания) не «работают» при анализе целостных психических состояний (каковыми являются пробуждение, просветление, любовь, радостность, сострадание, равностность, счастье, гармония и др.) [1; 4; 9].

В силу указанных причин на наш взгляд интегративная парадигма, которая ориентирована на принцип целостности как системообразующий, является наиболее адекватной для исследования проблем духовного. Мы считаем, что что психология имеет иной объект, качественно отличный от объектов естественных наук и поэтому объяснения, предполагающие редукцию в той или иной форме в психологии, неприменимы [4]. Выбирая предметом исследования духовные состояния человека, мы вместо объяснения будем использовать описание как более адекватный.

Выбирая интегративную качественно-описательную парадигму исследования особое внимание необходимо уделять культурно-историческому экзистенциональному контексту бытия человека, богатству его внутренней жизни, внутреннего мира и переживаний, духовных проблем и ценностей существования человека.

В этой ситуации, наблюдение и самонаблюдение, тонкая интроспекция и рефлексия внутренних переживаний, душевная беседа, проникновенный анализ духовных текстов являются полноценными и аутентичными способами анализа, исследования духовного содержания человека.

Духовные переживания как рефлексивные феноменологические описания являются существенным моментом не только сакральных текстов. Они присутствуют в полноте в самоотчетах, групповых и индивидуальных проговорах (шерингах) на тренингах и семинарах, посвященных духовным измерениям жизни человека. Все они являются адекватным, легитимным источником получения психологических данных. Герменевтическая стратегия исследования смыслов, ценностей, переживаний человека имеет познавательную и прагматическую ценность и может быть использована в психологии.

Проблемы пробуждения, просветления, высших духовных переживаний, метаценностей, принадлежат к разряду «вечных» и требуют отказа от пустого теоретизирования. Более того, эти проблемы требуют трепетного отношения к «вечным текстам» (Библии, Типитаке, Авесте, Корану и др.), к практикам духовных традиций. Именно они в течение нескольких тысячелетий давали не только давали опыт уникальных переживаний, но создавали реальную возможность пережить самые темные ночи развития нашей цивилизации.

Список литературы:
1. Козлов В.В. Движение за развитие человеческого потенциала. Ярославль: РПФ «Титул», 2017. 198 с.
2. Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. М.: Издательство трансперсонального института, 2000. 112 с.
3. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.
4. Козлов В.В. Психология буддизма. Четвертое колесо дхармы. Вологда: Древности Севера, 2016. 296 с.
5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Институт психотерапии, 2005. 544 с.
6. Козлов В.В. Русские духовные традиции и истоки духовной психологии в России. // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 1. С. 174-186.
7. Козлов В.В. Субъектность как интегративный феномен природы и культуры в человеке // Методология современной психологии. Ярославль, 2015. С. 82-91.
8. Козлов В.В. Трансперсональная психология. Измененные состояния сознания, околосмертные переживания, интуиция, психология духовности. Учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2010. 510 с.
История российской психологии в лицах: Дайджест-2018-№ 6 • ISSN 2415-7953
13
9. Козлов В.В. Кукина М.В. Психология смерти. М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. 376 с.
10. Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль: ЯГПУ, 2017.