Наука

Особенности развития локальных трансперсональных сообществ (на примере сибирского региона)

Общая теория

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА)

Статья В.П. Трусова
Российский трансперсональный проект: итоги 30 лет развития. Материалы Международной Конференции «Российский трансперсональный проект: итоги 30 лет развития», посвященный 90-летию Ст. Грофа // 1-3 октября 2021 года. г. Ярославль/ Сост. и ред. В.В.Козлов, В.В.Майков, В.Ф.Петренко – Ярославль: МАПН, 2021 – 160 с.
Аннотация статьи. В статье описаны особенности развития профессионального трансперсонального сообщества сибирского региона. Охарактеризованы четыре основных этапа развития сообщества на протяжении последних тридцати лет. Указана региональная специфика процесса развития трансперсонального сибирского сообщества и его актуального состояния. Обозначены основные проблемы, потенциал и перспективы развития сибирского трансперсонального сообщества.
---

Кризисный 1991 год можно считать точкой старта для развития любого современного направления практической психологии в Российской Федерации, в том числе психологии трансперсональной. 30 лет – срок достаточный для того, чтобы стали видны основные тенденции этого развития и можно было описать некоторые его специфические региональные особенности (на материале сибирского региона).

Первый («синкретичный») этап развития сибирского трансперсонального сообщества (1991-1995 гг.) был связан с проникновением информации о данном направлении и его методах в формирующееся профессиональное психолого-психотерапевтическое пространство Сибири. Исторически психотерапевты сибирского региона одни из первых в стране взяли на вооружение методы трансперсональной психологии. Например, в центре психотерапии «Транс» (г. Новосибирск) еще в первой половине 90-х гг. холотропное дыхание, наряду с другими психотерапевтическими методами использовалось для комплексной терапии зависимостей. Методы трансперсональной эмпирической терапии стали известны преимущественно в среде медицинских психотерапевтов – специалистов, посещавших семинары пионеров российской трансперсональной традиции в центральном и северо-западном регионах РФ. Значимой профессиональной площадкой для распространения этих идей и методов стали традиционные красноярские психотерапевтические декадники, организуемые командой проф. В.В. Макарова. Представители формирующегося сибирского психотерапевтического сообщества распространяли знания о трансперсональной психологии среди своих учеников, клиентов и студентов – психологов. На данном этапе развития характерной чертой региональной специфики сибирского сообщества было крайне слабое знакомство с ее методами представителей эзотерических, духовных, оккультных учений.

На данном этапе сибирская трансперсональная психология представляла собой лишь один из многих элементов хаотичной и синкретичной картины, зарождающейся новой психотерапевтической практики. Пока еще не было оснований для того, чтобы в среде специалистов, применяющих трансперсональные методики, была сформирована соответствующая профессиональная идентичность. С течением времени большая часть специалистов первой волны отошла от трансперсонального направления.
Второй («полимодальный») этап развития сибирского трансперсонального сообщества (1996 – 2003 гг.) был связан с появлением профессиональных психологов и психотерапевтов, идентифицирующих себя как трансперсонологов. Ключевую роль в этом процессе сыграли возникшие в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле институты, позволяющие получить профессиональную переподготовку и систематическое образование в сфере трансперсональной психологии. Значимым фактом стала публикация серии монографий «Тексты трансперсональной психологии» и появление первых обобщающих трудов по трансперсональным методам, написанных российскими специалистами. По-прежнему значимую роль в развитии и продвижении этих идей и методов играли психотерапевтические декадники ППЛ, выросшие из красноярских декадников.

Замедляло распространение трансперсональной психологии географическая удаленность сибирского региона от региона центрального – места, где происходили все основные трансперсональные события (вышесказанное в еще большей степени значимо для дальневосточных регионов). Регулярно проводившиеся в Сибири семинары столичных специалистов (В. Майкова, В. Козлова, М. Белокуровой, Г. Лабковской, Г. Карельского и др.) в некоторой степени удовлетворяли региональные потребности в трансперсональном просвещении, однако этого было недостаточно для появления интеграционного эффекта. Реакцией на дефицит практики стало появление региональных частных психологических центров, делающих акцент на применении трансперсональных методов. Благодаря их усилиям трансперсональные методы были усвоены расширяющимся кругом заинтересованных в активных изменениях клиентов.

Этот, в значительной степени «романтический» период характеризовался психологической полимодальностью психологов-практиков: готовностью к активному взаимодействию со специалистами других направлений и соединению трансперсональных методов с методами телесно-ориентированной, гуманистической психологии, и прочих направлений практической психологии.
Третий («автономный») этап развития сибирского трансперсонального сообщества (2004-2018 гг.) характеризуется усилением центробежной тенденции в развитии сообщества. Постепенно наметилась тенденция замыкания специалистов в местных локациях, нарастание их изоляции от центра, происходящей после получения базовой переподготовки и образования в трансперсональной сфере.

Тенденция проявилась в более пристальном внимании, которое специалисты стали уделять трансперсональным ресурсам сибирского региона. Все в большей степени источником для получения новых знаний и обновления практики начали выступать местные архаические культуры, поддерживающие в активном состоянии духовные, эзотерические практики. Трансперсональные психологи Сибири активно обращались к опыту алтайского, тувинского, бурятского, якутского шаманизма. Предпринимались исследовательские экспедиции, были организованы семинары с участием Н. Ооржака, Н. Шумарова, Л. Монгуша и многих др. Сформировалась местная специфика применения трансперсональных методов с влиянием архаических традиций тюркских народов. В этот период в профессиональном пространстве стали появляться представители других духовных, эзотерических традиций. В Сибири в большей степени было заметно влияние не только шаманизма, но и тибетского буддизма и индуизма, в меньшей степени даосизма и суфизма.

Продолжающееся развитие специализированных психологических и образовательных центров привело к формированию необходимых для эффективной деятельности организационных систем и материальной инфраструктуры. Итогом данного этапа стало появление поколения специалистов в сфере трансперсональной психологии, подготовленных местными сибирскими и столичными образовательными центрами.

Современный этап развития сибирского трансперсонального сообщества ведет отсчет примерно с 2018 г. Пока его состояние можно охарактеризовать как кризисное, но есть ожидание, что именно этот этап станет интеграционным.

Актуальное состояние сибирского пространства ТП создается автономно друг от друга действующими частными психологическими образовательными центрами и институтами. Каждый из них базируется на выработанной их лидерами определенной системе ценностей и характеризуется приверженностью к конкретным методам трансперсональной психологии. Логическим завершением центробежных тенденций в развитии сибирского трансперсонального пространства стало появление специализации и акцент на авторском прочтении классических методов эмпирической трансперсональной терапии (возникновение авторских методик). Принципы разделения на специализации могут быть: идеологические (принадлежность к различным духовным традициям – шаманизму, неоязычеству, буддизму, индуизму), теоретические (принадлежность к различным методическим платформам – холотропное дыхание, ребёфинг, системно-феноменологический подход, процессуальная работа, кармическая и регрессионная терапия и т.п.).

К негативным последствиям такого положения вещей можно отнести обеднение кадрового потенциала. Представители сибирского трансперсонального сообщества оказались между двумя усиливающимися центрами притяжения: рациональной наукой/психотерапией и духовной практикой. С одной стороны, наметилась тенденция ухода специалистов из трансперсональной психологии в смежные модальности (гештальтерапию, когнитивную психотерапию, экзистенциальную, телесно-ориентированную, академическую психологию). С другой стороны, ряд специалистов оставил психологическую практику, предпочтя ей жизнь в религии.

В текущем кризисном положении сибирской трансперсональной психологии виден значительный потенциал. Ковидный кризис, парадоксальным образом помог преодолеть негативное влияние логистического фактора. Возможность дистанционного участия в обучающих программах и конференциях существенно повысили информационную связность региона с центром.
Итогом предыдущих лет развития трансперсонального направления в Сибири стало формирование у широкого круга клиентов потребности в мощных эмпирических техниках трансперсональной терапии (в первую очередь дыхательных). В региональном информационном поле в основном удалось снять у клиентов тревожность по поводу опасности методик трансперсональной психологии. Значительная часть психологов-практиков в регионе имеет хотя бы эпизодическое знакомство с трансперсональными методами. Восприятие трансперсональной психологии в академической среде постепенно улучшается, и она начинает считаться "допустимым" направлением научной психологии.

Для повышения значимости трансперсональной психологии в сибирском психотерапевтическом сообществе и усиления интеграционных процессов внутри самого трансперсонального сообщества необходимо активное взаимодействие с иными региональными и международными трансперсональными сообществами – включение в их деятельность с акцентом на реализации обучающих программ и совместных исследовательских проектов.