Наука

Воля как трансцендентный феномен

Общая теория

ВОЛЯ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН

Ю.О. Мазур, к.пс.н., Московская служба психологической помощи населению, Россия
Революция сознания: трансперсональные открытия, которые меняют мир. Материалы 17 Всемирный Трансперсональный Конгресс, 23 – 27 июня, 2010 г./ Сост. и ред. В.В.Козлов, В.В.Майков, В.Ф.Петренко – М.: МТА, МАПН, 2010
В статье рассматривается новое направление в изучении воли как целостного и трансцендентного феномена, включающего и сочетающего в себе сознательный и бессознательный аспекты, духовное и экзистенциальное начало в человеке.

---
Сегодня все большее число людей вовлекаются в процесс личностной трансформации, стремятся разрешить для себя экзистенциальные вопросы, получить опыт трансцендентности и встают на путь духовного поиска. На этом пути человек может переживать расширение границ своей личности и ощущать единение с другими людьми, с природой и со Вселенной, испытывать ощущения вечности и бесконечности, «отделения от тела», взрывы экстатической радости и восторга и пр. Также на этом пути личность может сталкиваться с различного рода трудностями в повседневной жизни, с переживанием глубинной тревоги, одиночества, бессмысленности и отчаяния. Таким образом, духовный кризис может являться возможностью позитивной интеграции и приводить к обновлению личности, а может иметь разрушительные последствия, когда возникает негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций и вероятностью возникновения соматических нарушений, неврозов, депрессий и пр.

В связи со сказанным, как для теории психологии, так и для психологической практики, важным и значимым является вопрос о том, что позволяет личности прожить кризис качественно и привести к исцелению, выходу на более высокие уровни и способы бытия. Если мы будем рассматривать духовный кризис как патологическое явление и применять к индивидам, переживающим его, подавляющие и медикаментозные методы лечения, то это может помешать процессу позитивной интеграции. Именно поэтому, человек нуждается в умелом руководстве и поддержке со стороны тех, кто имеет личный и профессиональный опыт переживания кризисных и экстраординарных состояний сознания. Также для качественного проживания кризиса важное значение имеют те ресурсы, которыми обладает личность, то ресурсное основание, которое будет способствовать позитивной личностной трансформации и рождению нового высшего «Я». С нашей точки зрения, именно воля, представляя собой необходимый элемент преодоления трудностей и выживания в сложной ситуации, есть фундаментальное условие возможности личностного роста и позитивной интеграции в результате проживания духовного кризиса.

Рассмотрение воли как личностного ресурса не является чем-то новым. Существует большое количество теорий, которые, на наш взгляд, отражают лишь различные стороны воли, проявляющиеся по-разному в различных ситуациях. Более полное понимание воли возможно только на основе учета ее полифункциональности и целостности, как психологического феномена.

Мы предлагаем задать новые направления в изучении воли как целостного феномена, проявляющегося на разных уровнях личности, включающего и сочетающего в себе сознательный и бессознательный аспекты, духовное и экзистенциальное начало в человеке. Сведение воли к произвольному усилию, к свободе выбора, к социально-значимой мотивации или способности преодолевать трудности является правомерным, но по нашему мнению, далеко неполным. В воле заложен глубинный потенциал человека, возможность выхода за пределы собственной личности, преодоления своей телесности, эгоизма, низших потребностей, а также способность превзойти собственное «Я» и выйти на путь самореализации.

В нашей работе мы говорим о бессознательном и сознательном воли, которые принадлежат воле как целостному трансцендентному феномену. Проявление сознательного и бессознательного воли зависит от их «внутренней игры», в которой можно наблюдать их взаимное влияние, дополнение и союз. Мы предпринимаем попытку анализа того, каким образом осуществляется процесс взаимовлияния и взаимодополнения отдельных составляющих воли, ее сознательного и бессознательного проявлений.

В данном контексте имеет смысл рассмотреть точку зрения Л. Фарбера, который выделял два разных рода воли. Первый род воли не переживается сознательно в процессе волевого акта, а только после события и непосредственного выбора. Это особо касается очень важных выборов, которые человек делает в своей жизни. Об этом роде воли автор говорит как о подземном потоке жизни, имеющем направление, но не имеющем дискретных объектов, или целей. Второй род воли – сознательный, он переживается непосредственно во время события и движет человека к определенной цели. Объектом сознательной воли, по мнению Л. Фарбера, может быть знание, добросовестность, стремление удовлетворить влечения. Объектом бессознательной воли может быть мудрость, добродетель, любовь.

Мы полагаем, что воля, как целостный и трансцендентный феномен, наиболее ярко являет себя в кризисные периоды, в процессе духовных поисков и трансформаций. В зависимости от содержания сложной жизненной ситуации, от глубины и интенсивности переживания духовного кризиса, а также от стадии кризиса необходимыми и помогающими являются разные составляющие воли. Для более подробного анализа проявления воли в периоды жизненных кризисов, мы обращаемся к позиции В.В. Козлова, который выделяет пять форм кризиса - обыденная жизнь, зов кризиса, смерть и возрождение, урок, завершение/интеграция (Козлов В.В., 2007). Так, пребывая в стабильном и привычном жизненном ритме важную роль приобретают такие волевые качества как решительность и мужество, для того чтобы откликнуться на «зов кризиса», чтобы покинуть зону комфорта и открыться новым возможностям. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознавания, самоконтроля и саморегуляции. Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы, а потому, действенной становится воля как принятие внешних и внутренних детерминаций, как способность быть свободным внутри ограничений.

Бессознательное воли, на наш взгляд, проявляет себя в период разрушения, уничтожения прежней структуры личности, что при благоприятном развитии приводит к возрождению нового «Я». Это ситуация, когда сознательные волевые усилия могут препятствовать выходу личности на качественно новый уровень существования, вызвать подавление определенных элементов в структуре Я и затормозить процесс личностного развития.

Обращаясь к точке зрения А. Шопенгауэра, о том, что воля имеет причину в себе самой, что воля бессознательна и, как таковая, становится определяющим природу и человека принципом, мы приходим к выводу, что в процессе личностного перерождения воля обнаруживает себя как глубинное стремление «Быть», как бессознательный первопринцип, из которого рождаются все личностные ресурсы. В ситуации нестабильности и неопределенности, когда личность осуществляет поиск собственной самости, когда рождается новое основание и осуществляется процесс интеграции разрозненных частей в нечто целостное и завершенное, для человека актуальной становится «стратегия странника», когда нужно просто довериться миру и себе, отдаться во власть процессу распаковывания и не мешать проявлению потенциального «Я». Это своеобразное медитативное состояние, когда человек ни стремится к приятному, ни противится неприятному, а просто позволяет идти процессу своим путем.

В результате рождения новой идентичности, когда начинается создание новых стратегий, ценностей и отношений, воля может являть себя в разных формах. Бессознательное воли может способствовать возникновению инсайтов, глубоких и экзистенциальных, и благодаря способности личности к самотрансценденции обретению смысла жизни. Когда запускается процесс апробирования новых моделей поведения и их закрепление в реальной повседневной жизни воля также может проявляться и в своей активной форме, например, в форме дисциплинированности и целеустремленности.

В связи с тем, что трансценденция предполагает идентификацию с высшими ценностями, а воля на уровне личности, реализующей социально-значимые мотивы, отражается в служении общечеловеческим ценностям, то конечной целью духовного кризиса и процесса обновления, с точки зрения Дж.У. Перри, является мудрость, сострадание и любовь. А, по мнению В.В. Козлова, урок кризиса в высших своих проявлениях является уроком добродетели – священной обязанности служения другим людям, когда человек полностью проявлен в своей духовной потенции.

В целом мы можем сделать вывод, что все составляющие воли, как целостного феномена, включающего в себя сознательный и бессознательный аспект, духовное и экзистенциальное начало, являются необходимыми в процессе проживания личностью кризисного состояния. Это важно не только для итоговой интеграции и удовлетворения потребности личности в трансцендировании, но и для того, чтобы не привести к полному уничтожению личности без возможности возврата к полноценному существованию.